О проекте О нас Новости Контакты Наш бюллетень
На главную Написать Карта сайта
Мы знаем уже так много о причинах рака,
что не только возможно, но и совершенно необходимо
поставить противораковую борьбу
на рельсы профилактики.

Академик Н.Н. Петров (1947 г.)


Сегодня: 17.01.2018
НОВОЕ НА САЙТЕ

28.07.17
Фитоэстрогены и рак: за и против

14.06.17
Актуальные вопросы профессионального рака в России

05.05.17
О просветительной противораковой работе в современной России

09.03.17
Некоторые наноматериалы и волокна
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 111,  2014

31.01.17
Предупреждение и борьба с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями - глобальные, региональные и национальные действия
Обновлен раздел

19.10.16
Некоторые химические соединения, присутствующие в промышленных и потребительских товарах, пищевых продуктах и питьевой воде.
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 101,  2013

28.09.16
25 лет работы Московского  онкогенетического регистра
Опыт создания и функционирования  в условиях современной России

01.07.16
Против необоснованной рекламы соляриев
Рекомендации для любителей загорать и пользоваться услугами соляриев

21.06.16
Еще раз о профилактических  вакцинах
Вопросы вакцинопрофилактики некоторых онкологических заболеваний в России

01.06.16
Современные подходы к изучению канцерогенной безопасности, противоопухолевой, антиканцерогенной и гетеропротекторной активности фармакологических препаратов
(выдержки из статьи)

26.05.16
Профилактические противораковые вакцины

11.03.16
Канцерогены в водной среде: некоторые аспекты проблемы

03.03.16
Профилактика рака. 12 путей снижения индивидуального онкологического риска
Последнее издание Европейского Кодекса против рака


 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2015 год >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2014 год >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2013 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2012 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2011 год  >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2010 год  >> 

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2009 год  >>


Отчет о работе, выполненной Лабораторией профилактики канцерогенных воздействий и профессионального рака ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН в 2007 г.

в рамках:

 подпрограммы "Онкология" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)",

по теме:

"Создание и обеспечение функционирования национального Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека; банков данных по канцерогенным производствам и веществам; регистра лиц, имеющих (имевших) профессиональный контакт с химическими канцерогенами"


 

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

   2.1. Анализ материалов по данным различных источников о веществах, продуктах, производственных процессах, бытовых и природных    факторах, канцерогенных для человека

   2.2. Данные о результатах апробации в субъекте Российской Федерации методики создания базы данных канцерогеноопасных предприятий

   2.3. Проект автоматизированной системы (АИС) связанных банков данных канцерогеноопасных предприятий и лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами

   2.4. Данные о выполненных мероприятиях по повышению квалификации специалистов, работающих в области первичной профилактики рака и участвующих в создании и обеспечении функционирования банков данных по канцерогеноопасным производствам и веществам, регистра лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами (информационный бюллетень «Первичная профилактика рака»; отчет о почтовой адресной рассылки информационного бюллетеня, тематические материалы для специалистов, размещенные на сайте «Первичная профилактика рака»)

   2.5. Данные о подготовке материалов по вопросам профилактики и ранней диагностики рака для населения с целью их размещения на сайте информационно-просветительного журнала «Вместе против рака».

3. Заключение

 

1. Введение  

Работа по госконтракту №06/1421 от 01.10.07 г. фактически является продолжением работы, выполнявшейся в течение 2004-2006 гг.

Техническим заданием к госконтракту предусматривалось проведение работы, направленной на создание на федеральном и региональных уровнях банков данных по канцерогеноопасным предприятиям, а также регистров лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами.

В рамках этой работы планировалось:

    • провести по материалам отечественных и зарубежных источников поиск, анализ и отбор данных о веществах, продуктах, производственных процессах, бытовых факторах, канцерогенных для человека.
  • подготовить на основе собранных данных предложения для проекта «Дополнений и изменений в Национальной перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека», которые будут представлены на рассмотрение Комиссии по канцерогенным факторам при Роспотребнадзоре;
  • отработать методику создания базы данных канцерогеноопасных предприятий (организаций) на примере отдельного субъекта Российской Федерации;
  • разработать проект автоматизированной информационной системы (АИС) связанных банков данных канцерогеноопасных предприятий и лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами;
  • с целью повышения квалификации специалистов, работающих в области первичной профилактики рака и участвующих в создании и обеспечении функционирования банков данных по канцерогеноопасным предприятиям, регистра лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами:
  • подготовить, издать и осуществить почтовую адресную рассылку двух номеров Информационного бюллетеня «Первичная профилактика рака»;
  • подготовить тематические материалы для повышения квалификации специалистов в области первичной профилактики рака и разместить их на информационно-образовательном сайте «Первичная профилактика рака».
  • подготовить и разместить на сайте информационно-просветительного журнала «Вместе против рака» материалы по различным вопросам онкологии для населения.

Кроме этого, проводилась работа по совершенствованию нормативного и методических документов, подготовленных в соответствии с контрактными обязательствами в 2004-2006 гг., а также по замечаниям рецензента-эксперта Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора.

Работа проводилась творческим коллективом, сформированным из специалистов 6 научно-исследовательских и практических учреждений и организаций (ГУ РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, ФГУП ГНЦ Институт биофизики Федерального медико-биологического агентства МЗСР РФ, ГУП Государственный научный Центр «НИОПИК», Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», Межрегиональная общественная организация специалистов по охране труда).

К выполнению отдельных задач на договорной основе привлекались специалисты:

ГУП «Медицина» для Вас» (предпечатная подготовка, издание и почтовая адресная рассылка информационного бюллетеня «Первичная профилактика рака»;

ЗАО «ДЖЕМИС Медицинские Системы», ЗАО «ЮСАР+», ООО «Н.Б.С. Инжиниринг» (Разработка Автоматизированной информационной системы (АИС) связанных банков данных канцерогеноопасных предприятий и лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами»).

 

2. Основная часть

2.1. Анализ материалов по данным различных источников о веществах, продуктах, производственных процессах, бытовых и природных факторах, канцерогенных для человека

 

В соответствии с целью этого раздела был осуществлен библиографический поиск и анализ материалов по этой теме, который включил:

  • монографии Международного агентства по изучению рака (МАИР) (IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans) – т.т. 86-97 (табл.1);
  • 11th Report on Carcinogens (U.S. Department of Health and Human Services, Public Health Service, National Toxicology Program). – 2004. – 277 pp.;
  • монографии Нью-Йоркской Академии наук (Annals of the New York Academy of Sciences) vol. vol. 833, 837, 952, 1076;
  • зарубежные журналы;
  •  отечественные журналы;
  • нормативные и методические документы госсанэпиднадзора;
  • Государственные доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке
         в Российской Федерации» за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы;
  • сборники научных трудов Всероссийских симпозиумов
          «Канцерогенная опасность в различных отраслях промышленности»
          (Екатеринбург, 2000, 2005);
  • материалы тематического поиска по Интернет-ресурсам.

 

Таблица 1

Монографии Международного агентства по изучению рака (МАИР), результаты анализа
которых использованы
в данной работе

 

№№ томов

Наименование

Год

заседания группы экспертов

публикации

86

Cobalt in Hard-metals and Cobalt Sulfate, Gallium Arsenide, Indium Phosphide and Vanadium Pentoxide

2003

2006

87

Inorganic and Organic Lead Compounds

2004

2006

88

Formaldehyde, 2-Butoxyethanol and 1-tert-Butoxypropan-2-ol

2004

2006

89

Smokeless Tobacco Products

2004

н/и*

90

Human Papillomaviruses

2005

н/и

91

Combined Estrogen-progestogen Contraceptives and Combined Estrogen-progestogen Menopausal Therapy

2005

н/и

92

Air Pollution, Part 1, Some Non-heterocyclic Polycyclic Aromatic Hydrocarbons and Some Related Industrial Exposures

2005

н/и

93

Carbon Black, Titanium Dioxide and Non-Asbestiform Talc

2006

н/и

94

Ingested Nitrates and Nitrites, and Cyanobacterial Peptide Toxins

2006

н/и

95

Household Combustion of Solid Fuels and High-temperature Frying

2006

н/и

96

Consumption of Alcoholic Beverages and Ethyl Carbamate (Urethane)

2007

н/и

97

1,3-Butadiene, Ethylene Oxide and Vinyl Halides (Vinyl Fluoride, Vinyl Chloride and Vinyl Bromide)

2007

н/и

* Монография не издана. Информация получена из материалов официального сайта МАИР.

В результате проведенной работы было выделено 3 группы канцерогенных факторов:

  • Факторы, уже включенные в проект Национального перечня.
  • Факторы, значение которых на данном этапе может только обсуждаться.
  • Факторы, которые можно рекомендовать для рассмотрения с целью включения в Национальный перечень.

 

2.1.1. Факторы, уже включенные в проект Национального перечня.

Из числа канцерогенных факторов, рассматривавшихся в приведенных выше материалах многие, уже были включены ранее в проект СанПиН «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», представленный на утверждение в Роспотребнадзор. В их числе:

  • формальдегид;
  • употребление бездымных табачных продуктов (нюхательный и жевательный табак);
  • вирусы папилломы человека 13-и типов;
  • бенз(а)пирен и дибенз(a,h)антрацен;
  • профессиональная экспозиция при газификации угля;
  • профессиональная экспозиция при производстве кокса и дистиляции каменноугольной смолы и т.д.

 

2.1.2. Факторы, значение которых на данном этапе может только обсуждаться.

В результате анализа материалов, полученных в ходе библиографического поиска, были выделены 4 канцерогенных фактора, степень опасности которых для населения нашей страны не столь очевидна, чтобы рекомендовать их включение в Национальный перечень. В эту группу включены 3 производственных процесса (асфальтирование и кровельные работы, сухая химическая чистка), один производственно-экологический фактор, включающий соединения, нарушающие функцию эндокринной системы, а также индивидуальное соединение (аспартам), канцерогенность которого доказывается экспериментально.

2.1.2.1. Асфальтирование и кровельные работы.

Асфальт производится путем перегонки сырой нефти, осаждения в растворителе, а также в ряде других производственных процессах. Бо́льшая (до 80%) часть асфальта расходуется при строительстве и ремонте дорог, значительная часть оставшегося – при производстве кровельных материалов. Битумные продукты, используемые при асфальтировании дорог, а также в домостроении (с целью герметизации и гидроизоляции), содержат большое количество канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), и других соединений, которые вместе с асфальтовыми парами (asphalt fumes) поступают в зону дыхания работающих.

Следует особо подчеркнуть, что действующие в настоящее время гигиенические требования к проведению изоляционных и кровельных работ (раздел 23 и 25 СанПиН 2.2.3.1384-03) «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» совершенно не учитывают существование канцерогенной опасности, связанной с использованием битумной мастики и других содержащих канцерогены материалов.

2.1.2.2. Сухая химическая чистка

В 1995 г. рабочая группа экспертов МАИР, обсуждавшая материалы по оценке канцерогенного риска для работников предприятий по химической чистке бытовых изделий, работающих по сухой технологии, пришли к выводу о возможности канцерогенной опасности этой технологии для человека (группа 2В по классификации МАИР).

В нашей стране положение осложняется существующей социально-экономической ситуацией.

Приведем официальные оценки, содержащиеся в последних государственных докладах, посвященных состоянию санитарно-эпидемиологической обстановки в нашей стране.

«В связи с переходом предприятий на рыночные отношения ликвидированы многие ведомственные санитарно-промышленные лаборатории, сокращены объемы финансирования предприятиями производственного контроля за состоянием условий труда.

Проводимые проверки выявляют низкий уровень санитарной культуры, производственной дисциплины, отсутствие комплекса санитарно-профилактических мероприятий, а также слабое знание руководителями малого бизнеса и частных предприятий требований санитарного законодательства.

Продолжается использование морально устаревшей технологии. Износ основных производственных средств, в т.ч. машин и оборудования, на многих предприятиях составляет от 60 до 90 %».

Нельзя не учитывать также то, что предприятия химчистки, как ориентированные на оказание услуг населению, располагаются непосредственно в селительной зоне, что определяет актуальность изучения возможности влияния выбросов предприятий химчистки на население.

2.1.2.3. Экзогенные вещества и продукты, нарушающие функцию эндокринной системы

При анализе и оценке проблемы факторов, канцерогенных для человека, нельзя забывать о соединениях, которые, не будучи сами канцерогенными, способны нарушать гомеостаз организма, способствуя таким образом возникновению злокачественных новообразований. В настоящее время они не могут быть включены в группу канцерогенных для человека факторов и внесены в Национальный перечень, однако по мере накопления информации неизбежно встанет вопрос об определении их места в формировании онкопатологии человека.

Согласно определению, данному этой группе соединений специальным комитетом Агентства по охране окружающей среды США – U.S.EPA, это: «экзогенные химические вещества и смеси веществ, повреждающие структуру или функцию (функции) эндокринной системы и вызывающие неблагоприятные эффекты на уровне организма, потомства, популяций или субпопуляций организмов…».

К этим веществам относятся диоксины, полихлорированные дибензофураны, полихлорированные бифенилы (ПХБ), бромированные диэтилэфиры, хлорорганические инсектициды (ДДТ, хлордан, метоксихлор и т.д.), фунгициды (винклозилин), гербициды (атразин), фталаты, алкилфенолы (особенно бисфенол А), и т.д.

2.1.2.4. Аспартам – искусственный подсластитель.

Аспартам – искусственный подсластитель, который более 30 лет широко используется в качестве пищевой добавки. Он в 200 раз слаще сахарозы. По оценкам, только в США его ежегодное потребление составляет более 8 000 тонн. На мировом рынке на долю аспартама  приходится 62% потребляемых подсластителей. Он был обнаружен более чем в 6 000 пищевых продуктах, включая различного рода напитки, горячий шоколад, жевательную резинку, конфеты, десерты, йогурт, некоторые лекарственные препараты такие как витамины и микстуры от кашля. По данным Информационного центра аспартама в 2005 г. во всем мире его употребили более 200 миллионов человек. Допустимая ежедневная доза аспартама составляет 40 мг на кг массы тела. В пересчете на взрослого человека этот показатель соответствует примерно 14 банкам диетической газировки или 80 пакетикам подсластителя.

Результаты масштабного исследования канцерогенного действия аспартама, проведенного итальянскими учеными, свидетельствовали о множественном канцерогенном эффекте аспартама в условиях эксперимента.

 

2.1.3. Факторы, которые можно рекомендовать для рассмотрения с целью включения в Национальный перечень.

Ряд факторов эксперты рабочей группы сочли целесообразным дополнительно включить в проект санитарных правил (табл.2).

Таблица 2

Предложение для включения в проект СанПиН «Канцерогенные факторы
и основные требования к профилактике
канцерогенной опасности»

 

Фактор

CAS N

Группа по МАИР

Источник

Год

заседание группы экспертов

МАИР

публи-кации

Металлический кобальт
с карбидом вольфрама
(Cobalt metal with tungsten carbide)

 

Арсенид галия (Gallium arsenide)

 

Фосфид индия (Indium phosphide)

7440-48-4

12070-12-1

 

1303-00-0

 

22398-80-7

 

 


 

 1

 

 

 
[*]

 

[*]

 

 [*]

 
2003, октябрь

 

 

 

 

 
2006

 

   

 

Свинца соединения неорганические

 

[**]

2004, февраль

2006

Этилкарбамат (уретан)

000051-79-6

 

[***]

2007, февраль

Интернет

 

[*]  IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Human. Cobalt in Hard Metals and Cobalt Sulfate, Gallium Arsenide, Indium Phosphide and Vanadium Pentoxide. Vol.86. Lyon; France. – 2006

[**]  IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Inorganic and Organic Lead Compounds. Vol. 87. Lyon; France. – 2006.

[***]  IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Consumption of Alcoholic Beverages and Ethyl Carbamate (Urethane). Vol. 96. Lyon; France. – 2007.

 

Вопрос о целесообразности включения в проект санитарных правил всех перечисленных выше канцерогенных факторов обсуждался на заседании расширенного Бюро Комиссии по канцерогенным факторам при Роспотребнадзоре. Принято решение рекомендовать включение в проект СанПин`а пяти новых факторов.

 

2.2. Данные о результатах апробации в субъекте Российской Федерации методики создания базы данных канцерогеноопасных предприятий (на примере г. Москвы)

Проведение всей работы предусматривалось в тесном контакте с отделом надзора за условиями труда Управления Роспотребнадзора по городу Москве, а также со специалистами территориальных отделов управления Роспотребнадзора по городу Москве.

 

2.2.1. Паспортизация канцерогеноопасных предприятий г. Москвы и трудности ее проведения.

Деятельность по паспортизации канцерогеноопасных производств в г. Москве была начата сразу после выхода МУ 1.1.688-98 «Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств».

Паспортизация канцерогеноопасных производств в г. Москве стала проводиться активнее после принятия Главным государственным санитарным врачом по городу Москве соответствующего Постановления о проведении этой работы 13 апреля 1999 г. № 25. Были определены промышленные предприятия города, на которых работники могут подвергаться воздействию канцерогенных веществ, количество работников, профессиональная деятельность которых осуществляется или может осуществляться в контакте с канцерогенами. Эти данные периодически обновляются и корректируются. Таким образом, были созданы предпосылки и условия для организации и ведения регистра канцерогеноопасных производств.

На конец 2006 года в г. Москве насчитывалось 530 канцерогеноопасных объектов (предприятий, на которых  производятся и/или применяются канцерогенные вещества, продукты), что составляет 8,6 % от общего количества объектов надзора промышленного профиля. В контакте с канцерогенами работает 20542 человека (1,7 % от общего числа промышленных рабочих), около трети из них составляют женщины (6172 работницы).

Наиболее распространенными производственными канцерогенами (в контакте с которыми в городе работает 1000 и более человек), являются формальдегид, отработавшие газы дизельных двигателей, минеральные масла, соединения никеля и шестивалентного хрома, N-нитрозамины, эпихлоргидрин, три- и тетрахлорэтилен, кремния диоксид кристаллический. Значительное количество работников занято в  литейных производствах, т.е. могут подвергаться воздействию комплекса факторов, в числе которых канцерогенные ПАУ и др. канцерогены.

В 2007 году при паспортизации канцерогеноопасных производств использовались подходы предлагаемые в проектах нормативно-методической документации, разрабатываемой в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)». В частности, в проекте методических указаний «Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий (организаций) и формирование банка данных». Он призван заменить документ десятилетней давности – МУ 1.1.688-98, в соответствии с которым все эти годы велась паспортизация канцерогеноопасных предприятий. Новый документ необходим, т.к. устарела нормативно-правовая база, на которой основаны предыдущие методические указания, изменилась структура госсанэпиднадзора. Накопленный за эти годы опыт паспортизации, а также задача создания автоматизированной информационную системы (АИС) канцерогеноопасных предприятий потребовала разработки новых МУ по проведению паспортизации канцерогеноопасных предприятий (организаций) для создания условий ведения электронных баз данных.

Проведение паспортизации столкнулось с рядом трудностей. Прежде всего, полученные данные занижены вследствие недостаточно полноценного сбора информации, а также потому, что на значительном количестве объектов государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют структуры, не входящие в Управление Роспотребнадзора по городу Москве, с которыми не налажен обмен информацией и  отсутствует координация действий по рассматриваемой проблеме (МПС, Управление медико-экстремальных проблем Минздравсцразвития, др.).

По состоянию на 01.01.2007 г. в Москве оформлены и согласованы начальниками территориальных отделов 392 санитарно-гигиенических паспорта (на 01.01.2006 г. 411 паспорт), что составляет 73,9% объектов, подлежащих паспортизации. Ситуация с наличием в регионе канцерогеноопасных производств носит динамичный характер и отражает особенности современной экономической ситуации. Многие предприятия прекращают свое существование, происходит замена технологий (в подавляющем большинстве случаев по экономическим причинам), образуются новые производства, в том числе за счет простого деления предприятий и, наконец, в значительно меньшей степени происходит вывод промышленных предприятий за черту города. Отмечается также тенденция к сокращению объектов надзора промышленного профиля.

Серьезной проблемой, продолжает оставаться участие онкологов в проведении периодических медосмотров среди контактирующих с канцерогенами. В 2002 г. из 40524 работников онкологами осмотрено лишь 6,5 %, в 2004 г. – 9,2 %, в 2005 – 11,2 %, что не намного больше, а в 2006 году 13,4 %. Процентное увеличение охвата осмотренных вдвое объясняется двукратным сокращением контингента контактирующих с канцерогенами, которое само по себе является не результатом целенаправленных профилактических мероприятий, а связано, скорее, с экономическими причинами. В большинстве административных округов Москвы, таких как Северо-Восточный, Северо-Западный, Северный, Центральный, Юго-Западный, Западный АО, в Зеленограде и Внуково онкологи практически не участвуют в периодических медосмотрах работников. Сложившаяся ситуация во многом объясняется не укомплектованностью кадров специалистами-онкологами. Многое в решении этого вопроса зависит от взаимодействия органов Роспотребнадзора с органами исполнительной власти (Департамент здравоохранения, медицинские управления административных округов).

К 2006 году после паспортизации 411 канцерогеноопасных производств на предприятиях и организациях города с охватом всех 12 административных округов возникла потребность в обработке полученной информации для использования ее в целях разработки и реализации профилактических и оздоровительных мероприятий, как на данных, так и еще только подлежащих паспортизации объектах.

Накопленный банк данных содержал весьма обширную и полезную для указанных целей информацию.

Апробация методики создания базы данных канцерогеноопасных производств позволила сформулировать основные требования к разработке программного продукта, который бы обеспечил:

  • автоматизированный учет канцерогеноопасных производств;
  • выявление гигиенически значимых в канцерогеноопасном отношении веществ, продуктов; расстановку приоритетов при организации надзора за канцерогеноопасными производствами;
  • мониторинг состояния здоровья лиц, подвергающихся или подвергавшихся воздействию производственных химических канцерогенных факторов;
  • оценку вклада канцерогеноопасных производств в загрязнение канцерогенами окружающей среды;
  • ведение регистров в центрах госсанэпиднадзора в административных округах города (нижний уровень) и их интеграцию в Центре госсанэпиднадзора в г. Москве (региональный уровень).

Анализ практики создания базы данных канцерогеноопасных производств в г. Москве, проведенный совместно с сотрудниками территориальных отделов управления Роспотребнадзора по г. Москве, выявил следующие недостатки:

  • недостаточная активность предприятий и органов, осуществляющих госсанэпиднадзор по проведению паспортизации, что не позволило создать более полную базу данных о канцерогеноопасных производствах;
  • в связи с тем, что часть ведомственных лабораторий расформирована, не выдерживается периодичность контроля за содержанием канцерогенных веществ в воздухе рабочей зоны, выбросах в атмосферный воздух и в сточных водах предприятий, что не позволяет получить полноценную информацию при паспортизации и снижает ее эффективность;
  • отсутствие возможности использования региональной базы данных канцерогеноопасных производств для формирования федерального регистра лиц, имеющих (имевших) производственный контакт с канцерогенами, необходимость создания которого стала очевидной для использования его с целью  разработки санитарно-оздоровительных мероприятий на канцерогеноопасных производствах, для формирования программ по профилактике рака, совершенствования социальной защиты работников канцерогеноопасных предприятий (организаций) и т.д.);
  • необходимость создания дополнительного методического обеспечения, более четко разграничивающего функции, обязанности и ответственность субъектов паспортизации (работодателей, Отделов и Управлений Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»).

Отдельной, наиболее трудно решаемой проблемой является формирование заинтересованности указанных субъектов в проведении паспортизации. Она неразрывно связана с разработкой комплексных мероприятий, для реализации которых были бы востребованы, и, в основном, предназначены результаты паспортизации канцерогеноопасных производств.

Имеется в виду, прежде всего, необходимость формирования региональной программы профилактики рака. Важным условием успешного проведения паспортизации является поддержка последней со стороны администрации города, местных органов власти – префектур.

 

2.2.2. Оценка проекта нового санитарно-гигиенического паспорта канцерогеноопасного производства.

В ходе обсуждения со специалистами госсанэпиднадзора г. Москвы проекта нового паспорта канцерогенного предприятия (организации) с их стороны был сделан ряд замечаний и предложений по совершенствованию проекта паспорта.

По мнению специалистов управления Роспотребнадзора по городу Москве и его отделов в округах города, а также ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве», в новой редакции документа в основном учтены недостатки действующих МУ, внедрение новой редакции МУ, по их мнению, позволит:

  • активизировать работу по паспортизации канцерогеноопасных производств;
  • проводить более обоснованные выявление и учет предприятий (организаций) и их структурных подразделений (производств, технологических процессов, цехов, производственных участков и рабочих мест), на которых работники могут подвергаться воздействию химических канцерогенных факторов с использованием более полной и обоснованной  нормативно-правовой базы;
  • создать основу для формирования федерального регистра лиц, имеющих (имевших) производственный контакт с канцерогенами, формирование программ по профилактике рака, совершенствования социальной защиты работников канцерогеноопасных предприятий (организаций);

Разработанный и приведенный в документе порядок формирования баз данных и технологии оборота информации позволяет создать банк данных (информационную базу), обновляемую и поддерживаемую с использованием единого комплекса программно-технологических и технических средств, которая, в свою очередь дает возможность представлять необходимую информацию, как на вышестоящий уровень, так и по запросам многочисленных заинтересованных органов и организаций.

В новой редакции учтены изменения, происшедшие в Госсанэпидслужбе России в связи с ее реформированием, представленной в настоящее время органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиоло-гический надзор и организациями, обеспечивающими их деятельность.

Порядок проведения паспортизации в новом документе учитывает конкретные права, обязанности и функции соответствующих органов и организаций Роспотребнадзора, без чего не представляется возможным проведение этой работы.

В новый порядок паспортизации внесены существенные актуализированные дополнения и коррективы для заполнения и кодирования паспорта, внесены изменения в связи с утверждением новых классификаторов используемой и вносимой в паспорта канцерогеноопасных производств информации.

Новая редакция разработана на основе положений и с использованием уточненной и более полной действующей законодательной и нормативной базы, позволяет использовать более полный перечень терминов и определений и их уточненные формулировки.

Апробация показала, что санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных предприятий может служить основой проведения профилактических противораковых мероприятий, а также быть важнейшей частью информационного блока региональной программы профилактики рака.

 

2.3. Проект автоматизированной системы (АИС) связанных банков данных канцерогеноопасных предприятий и лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами

В 2007 г. в рамках госконтракта продолжена разработка проекта автоматизированной системы (АИС) для учета и анализа данных по канцерогеноопасным предприятиям. Разработка базируется на результатах, полученных в 2006 г.

На основании переработанных проектов Методических указаний «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных предприятий (организаций) и формирование банка данных» и Методических указаний «Организация и ведение федерального регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами» (по состоянию на 14 сентября 2007 года) была проделана работа по совершенствованию и дальнейшему развитию проекта автоматизированной информационной системы (АИС).

С учетом замечаний заказчика было проведено объединение двух не связанных между собой БД по канцерогеноопасным производствам и регистру лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с канцерогенами, в единое целое, а именно, в «Автоматизированную информационную систему (АИС) связанных банков данных канцерогеноопасных предприятий и лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами»».

В результате проведенной работы был существенно, по своим функциональным возможностям, дополнен пользовательский интерфейс для ввода исходных данных по канцерогеноопасному предприятию.

Для дальнейшей возможности проведения анализа информации, вводимой оператором в АИС и получаемой из внешних источников, а также однородности информации, вводимой пользователем, в систему для облегчения тестирования был загружен ряд справочников (общероссийских классификаторов). Были разработаны и протестированы некоторые отчетные формы по канцерогеноопасным предприятиям и персональным информационным картам работников. Получены консолидированные данные по субъектам РФ.

В целом, неоднократное тестирование АИС показало ее соответствие техническому заданию на разработку макета программного обеспечения.

 

2.4. Данные о выполненных мероприятиях по повышению квалификации специалистов, работающих в области первичной профилактики рака и участвующих в создании и обеспечении функционирования банков данных по канцерогеноопасным производствам и веществам, регистра лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами

В рамках технического задания были выполнены следующие мероприятия:

  • подготовка, издание и почтовая адресная рассылка специализированного Информационного бюллетеня по проблемам первичной профилактики рака для специалистов;
  • подготовка тематических материалов для повышения квалификации специалистов в области первичной профилактики рака и размещение их на информационно-образовательном сайте «Первичная профилактика рака».

 

2.4.1. Информационный бюллетень «Первичная профилактика рака». Почтовая адресная рассылка Информационного бюллетеня.

Недостаточная информированность специалистов, занимающихся решением вопросов в области профилактики рака вообще, и первичной профилактики рака в частности, определили в 2005 г. необходимость формирования в рамках ФЦП специального направления – противоракового просвещения и информационной поддержки специалистов. В связи с этим, начиная с 2005 года, начал издаваться информационный бюллетень «Первичная профилактика рака», а с 2006 г. был открыт настоящий сайт. Необходимость этого диктовалась отсутствием в стране специализированной литературы по профилактической онкологии, а также необходимостью информировать специалистов о формировании в нашей стране новой  нормативно-правовой и методической базы по первичной профилактики рака.

В рамках данного контракта были реализованы 2 мероприятия: издание 2-х номеров информационного бюллетеня «Первичная профилактика рака» с адресной рассылкой издания специалистам, а также размещение специальных тематических материалов по профилактике рака на информационно-образовательном сайте «Первичная профилактика рака».

Тираж каждого номера информационного бюллетеня «Первичная профилактика рака» разослан в 380 адресов по Российской Федерации (территориальные управление Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Федеральные государственные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии, центры и учреждения медицинской профилактики РФ, государственные медицинские ВУЗы, медицинские научные библиотеки.

 

2.4.2. Тематические материалы для специалистов, размещенные на сайте «Первичная профилактика рака»

Для специалистов были подготовлены и размещены на информационно-образовательном сайте «Первичная профилактика рака» 25 тематических материалов. В частности, в разделе «Для специалистов» было размещено 22 тематических материала.

 

2.5. Данные о подготовке материалов по вопросам профилактики и ранней диагностики рака для населения с целью их размещения на сайте информационно-просветительного журнала «Вместе против рака» (http://www.vmpr.ru/)

В рамках госконтракта работа по повышению информированности населения о мерах по профилактике рака и здорового образа жизни определялась как «Подготовка материалов по различным вопросам онкологии для населения с целью их размещения на сайте информационно-просветительного журнала «Вместе против рака».

Печатная версия журнала «Вместе против рака» издается с 1999 г. Это первый профессиональный противораковый информационно-просветительный журнал в России и странах СНГ, получивший положительную оценку Минздрава России, специалистов и населения. За годы издания вышло 24 номера журнала. Это сотни полезных и интересных статей по различным вопросам онкологии, профессиональных по содержанию и доступных по форме изложения. Малый тираж журнала сделал его не доступным миллионам людей, нуждающихся в подобной информации.

В рамках госконтракта 2006 г. был разработан макет сайта информационно-просветительного журнала «Вместе против рака» (www.vmpr.ru).

В 2007 г. в рамках настоящего контракта завершена разработка макета сайта и открыт свободный доступ пользователям. На страницах сайта размещены 16 материалов в рубриках «Профилактика» и «Диагностика и лечение».

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненной работы сделан еще один шаг в формировании нормативно-правовой, методической и информационной основы первичной профилактики рака в нашей стране.

Анализ отечественной и зарубежной информации о факторах, канцерогенных для человека, позволил выделить те из них, что должны быть включены в «Дополнение» к Национальному перечню, определить вопросы для последующей проработки. На расширенном заседании Бюро Комиссии по канцерогенным факторам при Роспотребнадзоре одобрено включение в Национальный перечень 5 новых факторов. На примере г. Москвы апробирована методика создания базы данных канцерогеноопасных предприятий. Продолжена работа по созданию АИС, включающей банки данных о канцерогеноопасных предприятиях и регистры лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами. Наконец, в рамках работы по повышению квалификации в области первичной профилактики рака изданы 2 номера информационного бюллетеня и размещены новые материалы на сайте «Первичная профилактика рака». Важным шагом в области воспитательной и просветительной работы с населением явилось начало функционирования сайта информационно-просветительного журнала «Вместе против рака».

В результате проведенной работе решены все задачи, определенные техническим заданием контракта.

 

 





ИНФОРМАЦИЯ

Профилактика неинфекционных заболеваний
Глобальные, региональные и национальные действия по предупреждению и борьбе с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями

Монографии Международного агентства по изучению рака (МАИР) по оценке канцерогенного риска для человека
Краткая информация


Полезные материалы на других сайтах:

www.ronc.ru  ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина" РАМН

www.mnioi.ru  Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росздрава

www.niioncologii.ru ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России"

www.mednet.ru  ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ

www.pror.ru  Противораковое общество России

www.oncology.ru  Kрупнейший русскоязычный ресурс по онкологии -- научный журнал и центр обмена информацией для специалистов

www.help-patient.ru  Просветительный портал для пациентов и всех интересующихся проблемой онкологии

-------------------------------------------
Печатное издание вышедших номеров информационного бюллетеня "ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РАКА" (2005-2008) можно заказать по адресу: 115478, г. Москва, Каширское шоссе, 24, а/я 35