О проекте О нас Новости Контакты Наш бюллетень
На главную Написать Карта сайта
Мы знаем уже так много о причинах рака,
что не только возможно, но и совершенно необходимо
поставить противораковую борьбу
на рельсы профилактики.

Академик Н.Н. Петров (1947 г.)


Сегодня: 16.11.2018
НОВОЕ НА САЙТЕ

28.07.17
Фитоэстрогены и рак: за и против

14.06.17
Актуальные вопросы профессионального рака в России

05.05.17
О просветительной противораковой работе в современной России

09.03.17
Некоторые наноматериалы и волокна
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 111,  2014

31.01.17
Предупреждение и борьба с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями - глобальные, региональные и национальные действия
Обновлен раздел

19.10.16
Некоторые химические соединения, присутствующие в промышленных и потребительских товарах, пищевых продуктах и питьевой воде.
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 101,  2013

28.09.16
25 лет работы Московского  онкогенетического регистра
Опыт создания и функционирования  в условиях современной России

01.07.16
Против необоснованной рекламы соляриев
Рекомендации для любителей загорать и пользоваться услугами соляриев

21.06.16
Еще раз о профилактических  вакцинах
Вопросы вакцинопрофилактики некоторых онкологических заболеваний в России

01.06.16
Современные подходы к изучению канцерогенной безопасности, противоопухолевой, антиканцерогенной и гетеропротекторной активности фармакологических препаратов
(выдержки из статьи)

26.05.16
Профилактические противораковые вакцины

11.03.16
Канцерогены в водной среде: некоторые аспекты проблемы

03.03.16
Профилактика рака. 12 путей снижения индивидуального онкологического риска
Последнее издание Европейского Кодекса против рака


 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2015 год >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2014 год >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2013 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2012 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2011 год  >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2010 год  >> 

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2009 год  >>


Отчет о работе, выполненной
Лабораторией профилактики канцерогенных воздействий
и профессионального рака
ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН в 2004-2006 гг.

в рамках темы:

"Создание национального Перечня веществ,
продуктов, производственных процессов,
бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;
банков данных по канцерогенным производствам и веществам;
регистра лиц, имеющих (имевших) профессиональный контакт
с химическими канцерогенами"


Содержание

 

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Нормативно-методические документы
2.1.1 Подготовка проекта "Национального перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека"
2.1.2 Подготовка проекта Методических указаний по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств, а также гигиенического паспорта канцерогеноопасных производств
2.1.3 Подготовка проекта Методических указаний по формирования регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с химическими канцерогенами
2.1.4 Разработка проекта автоматизированной информационной системы (АИС) для учета и анализа данных по канцергогеноопасным предприятиям
2.1.5 Подготовка проекта Методических рекомендаций по разработке региональных программ первичной профилактики рака

2.2. Информационный блок
2.2.1 Издание информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака"
2.2.2 Создание профессионального информационного сайта "Первичная профилактика рака"
2.2.3 Создание информационно-просветительного сайта "Вместе против рака"

3. Заключение

4. Список литературы


1. Введение

В конце 90-х годов прошлого века рабочей группой Минздрава России под руководством директора РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН акад. Н.Н. Трапезникова разрабатывалась Федеральная целевая программа (ФЦП) "Онкология" (1998-2008 гг.). В проект этой программы был включен специальный раздел "План мероприятий федерального уровня по созданию системы первичной профилактики рака (ППР)", подготовленный Лабораторией профилактики канцерогенных воздействий РОНЦ РАМН. Этот раздел включал разработку нормативно-правовых и организационно-методических документов, создание информационной базы ППР, просветительную и воспитательную противораковую работу, а также проведение ряда актуальных научных исследований.

В подпрограмме "О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации", являющейся преемницей вышеназванной программы, Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" тематика ППР представлена всего лишь двумя пунктами в Разделе 1 "Профилактика, диагностика и лечение онкологических заболеваний". Выполнение пункта 1 этого раздела ("Совершенствование системы санитарно-просветительной и профилактической работы, усиление роли первичного звена здравоохранения") при столь общей формулировке и финансировании из бюджетов субъектов РФ действенному контролю практически не подлежит.

Лишь пункт 2 этого раздела "Создание национального Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека; банков данных по канцерогенным производствам и веществам; регистра лиц, имеющих (имевших) профессиональный контакт с химическими канцерогенами" содержит перечень конкретных мероприятий и финансируется из федерального бюджета, что делает реальным его выполнение, а также контроль за исполнением.

На конкурсной основе исполнителем этой темы в 2004, 2005 и 2006 гг. был определен РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН и, в частности Лаборатория профилактики канцерогенных воздействий и профессионального рака (контракты №06/697 от 26.11.04 г., №06/492 от 30.05.05 г. и №06/878 от 23.05.06).

Несмотря на сокращение срока выполнения работы и финансирования, контрактные обязательства по теме "Создание национального Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека; банков данных по канцерогенным производствам и веществам; регистра лиц, имеющих (имевших) профессиональный контакт с химическими канцерогенами" выполнены полностью.

Фактически вся работа по контрактам выполнялась в 3 этапа. На каждом из этапов контрактной работы согласно Техническому заданию планировалось решение следующих задач:

Первый этап: 2004 г.
(контракт №06/697 от 26.11.04)

  1. Поиск и сбор отечественных и зарубежных материалов по канцерогенным веществам, а также обработка и предварительный анализ полученных данных для формирования "Национального Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (далее – "Национальный перечень канцерогенных факторов");
  2. Формирование редакции и редколлегии, подготовка оригинал-макета Информационного бюллетеня;
  3. Подготовка содержания первого номера Информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака".

Второй этап: 2005 г.
(контракт 06/492 от 30.05.05)

  1. Подготовка "Национального перечня канцерогенных факторов";
  2. Подготовка проекта Методических указаний по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий;
  3. Подготовка проекта Методических рекомендаций по разработке региональных программ первичной профилактики рака;
  4. Подготовка, издание и почтовая адресная рассылка двух номеров Информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака";
  5. Разработка дизайн-макета сайта "Первичная профилактика рака".

Третий этап: 2006 г.
(контракт 06/878 от 23.05.06)

  1. Завершение разработки проекта Национального перечня канцерогенных факторов;
  2. Завершение разработки проекта Методических указаний по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий;
  3. Разработка проекта Методических указаний по формированию Регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами;
  4. Разработка проекта автоматизированной информационной системы (АИС) для учета и анализа данных по канцергогеноопасным предприятиям;
  5. Завершение разработки проекта Методических рекомендаций по разработке региональных программ первичной профилактики рака;
  6. Подготовка, издание и почтовая адресная рассылка двух номеров Информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака";
  7. Подготовка и размещение материалов на информационном сайте "Первичная профилактика рака", открытие доступа пользователям и поддержание сайта в Интернете;
  8. Создание проекта сайта информационного журнала "Вместе против рака".

На каждом из этапов для решения перечисленных задач формировался творческий коллектив, включающий онкологов, эпидемиологов, гигиенистов, токсикологов, санитарных врачей, специалистов в области охраны труда, программистов и других научных и технических работников. Количественная характеристика коллективов (по годам) представлена в таблице.

Год Количество специалистов Количество научных и практических учреждений
2004
24
5
2005
35
14
2006
40
18

 

В ходе работы были проведены рабочие совещания: 2004 г. – 3; 2005 г. – 18; 2006 г. – 22.

К выполнению отдельных задач на договорной основе привлекались специалисты ГУП "Медицина для Вас" (издание и распространение информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака", разработка дизайн-макета сайта "Первичная профилактика рака"), а также ЗАО "ЮСАР+" (разработка проекта АИС для учета и анализа данных по канцерогеноопасным предприятиям – компьютерная программа).

Главной задачей выполненной работы явилось формирование документальной базы с целью создания нормативной и методической основы для реализации мероприятий по первичной профилактики рака (ППР), а также создание информационного блока, обеспечивающего специалистов и население необходимой информацией, без которой невозможно решение практических задач в области ППР.

Нормативно-методический блок включает:

  1. Национальный перечень канцерогенных факторов;
  2. Методические указания по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий;
  3. Методические указания по формированию Регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами;
  4. Разработка проекта автоматизированной информационной системы (АИС)
    для учета и анализа данных по канцергогеноопасным предприятиям.
  5. Методические рекомендации по разработке региональных программ первичной профилактики рака.

Проекты документов этого блока на заключительном этапе прошли рецензирование независимыми экспертами.

Информационный блок на данном этапе включает:

  1. Информационный бюллетень "Первичная профилактика рака";
  2. Информационный сайт "Первичная профилактика рака";
  3. Информационно-просветительный сайт "Вместе против рака".

Ниже кратко излагаются результаты работы по каждой из этих позиций.


2. Основная часть

2.1 Нормативно-методический блок

В нормативно-методическом блоке главное место занимает Национальный перечень канцерогенных факторов – основополагающий нормативный документ в области ППР, без которого невозможна разработка конкретных профилактических мероприятий. На его основе создавались Методические указания по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий, а также Методические указания по формированию Регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами. В свою очередь три названных документа послужили базой при подготовке Методических рекомендаций по разработке региональных программ первичной профилактики рака. Все документы взаимосвязаны: без утверждения Перечня невозможно утверждение методических указаний по паспортизации и по формированию регистра, все эти документы лежат в основе Методических рекомендаций по разработке региональных программ ППР.

2.1.1 Подготовка проекта "Национального перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (далее – Перечень).

В начале работы экспертами, принимавшими участие в ее выполнении, было признано целесообразным изменить название Перечня, значительно сократив его. Новое наименование – Национальный перечень канцерогенных факторов. Далее этот документ будет фигурировать под этим названием.

Национальный перечень канцерогенных факторов – базовый документ для организации и проведения в стране мероприятий по первичной профилактике рака. Учитывая его значение, работе над Перечнем было уделено особое внимание.

При формировании Перечня учитывалась "необходимость гармонизации нормативно-правовой базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности с нормами международного права, международными договорами и соглашениями" [1]. В связи с этим, при классификации канцерогенных факторов был использован документ, разработанный экспертами ООН, – "Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС)" [2]. Все включенные в Перечень факторы (согласно классификации СГС) относятся к категории 1 – известные и предполагаемые канцерогены человека, для которых применяется одна и та же схема принятия решения, а также маркировки. Предполагается, что описанная в СГС система будет в полном объеме использоваться в мире с 2008 года [2].

Проект Перечня подготовлен на основе отечественных и зарубежных научных данных, материалов Международного агентства по изучению рака (МАИР) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с учетом документа Организации объединенных наций "Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ", а также Конвенций Международной организации труда (МОТ): Конвенции 139 и Рекомендаций 147 "О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики", Конвенции 155 "О безопасности и гигиене труда в производственной среде", Конвенции 170 и Рекомендаций 177 "О безопасности при использовании химических веществ на производстве".

Документ разработан в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. № 52-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года, № 554 "Об утверждении положения о государственном санитарно-эпиде-миологическом нормировании", Постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

В результате проведенной экспертно-аналитической работы, были определены 129 позиций, составивших содержание документа. Это химические факторы [вещества (кроме радиоактивных изотопов), производственные процессы и бытовые факторы], а также физические и биологические факторы, канцерогенность которых установлена по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований.

На заключительном этапе была изменена структура документа в соответствии с рекомендациями рецензента из Роспотребнадзора, предложившего подготовить документ в форме санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). В измененном виде документ был рецензирован юристом, который обнаружил в нем несколько позиций, находящихся, по его мнению, в противоречии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Эти замечания потребовали дополнительной работы группы экспертов. На данном этапе документ разработан в форме СанПиН "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности".

2.1.2 Подготовка проекта Методических указаний по организации и проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий.

По оценкам специалистов вклад профессионального рака в формирование смертности от злокачественных новообразований может составлять от 4 до 20% и более всех регистрируемых случаев [3,4]. Поэтому столь важно иметь информацию о предприятиях, на которых работающие имеют контакт с канцерогенными факторами. Основой для проведения этой работы является пакет документов (Федеральные законы, Постановления Правительства и др., в соответствии с которыми разработан Национальный перечень канцерогенных факторов), а также сам Перечень.

Главной целью санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств является профилактика профессионального рака и снижение онкологической заболеваемости населения. Полученная в ходе паспортизации информация предназначена для решения следующих задач:

  • выявление и учет предприятий, учреждений, производств, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники могут подвергаться, подвергаются или подвергались воздействию химических канцерогенных факторов;
  • принятие решений об устранения выявленных нарушений санитарного законодательства;
  • мониторинг состояния здоровья лиц, подвергающихся или подвергавшихся воздействию производственных химических канцерогенных факторов;
  • формирование территориальных, отраслевых, ведомственных, региональных, а также федерального Банков данных по канцерогеноопасным предприятиям;
  • создание территориальных, ведомственных, региональных и федерального регистров лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами;
  • формирование региональных программ по профилактике профессионального рака;
  • совершенствование социальной защиты заболевших работников указанных производств;
  • проведение аттестации рабочих мест и сертификации производства;
  • проведение санитарно-просветительной, информационной и профилактической работы.

Экспертами подготовлен проект методических указаний по санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий, а также проект гигиенического паспорта канцерогеноопасного предприятия. На основе этих Методических указаний будут решаться перечисленные выше задачи.

2.1.3 Подготовка проекта Методических указаний по формированию регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с химическими канцерогенами

В России до настоящего времени нет сколько-нибудь объективной информации о лицах, имеющих контакт с канцерогенными производственными факторами, хотя подобные сведения необходимы для проведения реальной профилактической работы. Именно с учетом этого обстоятельства в утвержденный еще в 1995 г. гигиенический норматив ГН 1.1.029-95 [5], впервые было включено требование об обязательной регистрации в лечебно-профилактическом учреждении лиц, имеющих или имевших производственный контакт с канцерогенными факторами, с последующим внесением их в региональный и/или отраслевой Регистр лиц, контактировавших с канцерогенными факторами, по мере их организации (подтверждено "Перечнем" 1998 г. – ГН 1.1.725-98). В настоящее время требование о создании такого регистра содержит СанПиН "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности" (проект 2007 г.).

Многолетний опыт работы (с 1979 г.) подобного регистра в Финляндии [6] свидетельствует о его несомненной эффективности. Похожая служба существует в США. Создана международная информационная система по производственной экспозиции к канцерогенным факторам (CAREX), которая объединяет информацию по странам Европейского Союза [7].

Отсутствие информации о лицах, имеющих производственный контакт с канцерогенными факторами, является одной из причин фактического отсутствия регистрации профессионально обусловленных злокачествнных новообразований – онкологическая заболеваемость в России не находит отражение в статистике профессиональных заболеваний. По данным Федерального центра госсанэпиднадзора в России за 19 лет (1987-2005 гг.) зарегистрировано 610 случаев профессионального рака (в среднем 32 случая в год) – доля регистрируемого в нашей стране профессионального рака составляет всего лишь около 0,3% от минимального ожидаемого количества случаев [8].

Сказанным определяется актуальность разработки Методических указаний по формирования регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с химическими канцерогенами.

Основными задачами Регистра являются:

  • выделение групп повышенного онкологического риска по признаку занятости на канцерогеноопасном предприятии (организации) и оценка их численности;
  • информационное обеспечение мониторинга здоровья лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенами с целью профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний и предшествующих им состояний;
  • совершенствование учёта лиц со злокачественными новообразованиями, имевших производственный контакт с канцерогенными факторами;
  • совершенствование медико-социальной защиты лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами;
  • создание информационной базы для анализа профессиональной онкологической заболеваемости и проведения эпидемиологических исследований с целью углубленного изучения профессионального рака и совершенствования мер первичной и вторичной профилактики;
  • оценка масштабов потенциальной канцерогенной опасности при планировании и проведении работ по профилактике профессиональной онкозаболеваемости;
  • информационное обеспечение для разработки профилактических программ и принятия управленческих решений.

В рамках выполнения контрактных обязательств были разработаны Методические указания, название которых в соответствии с единодушным мнением экспертов было изменено: "Организация и ведение регистра лиц, имеющих/имевших производственный контакт с канцерогенными факторами". Методические указания предусматривают создание территориальных, ведомственных, региональных и федерального регистров.

2.1.4 Разработка проекта автоматизированной информационной системы (АИС)
для учета и анализа данных по канцергогеноопасным предприятиям.

Разработка методических указаний (см. выше раздел 2 и 3) для "Создания … банков данных по канцерогенным производствам и веществам; регистра лиц, имеющих (имевших) профессиональный контакт с химическими канцерогенами" (подраздел 1.2 подпрограммы "Онкология" ФЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" – лишь первый шаг в решении этих задач. Их выполнение "повисает в воздухе" без создания соответствующей информационной системы. Вот почему в технические условия контракта была включена разработка проекта автоматизированной информационной системы (АИС) банков данных канцерогеноопасных предприятий.

В ходе работы планировавшаяся изначально разработка проекта АИС только для создания БД по канцерогеноопасным предприятиям (отдельно от регистров лиц, имеющих/имевших профессиональный контакт с канцерогенами) была признана недостаточной. После обсуждения вопроса группой экспертов было принято решение о целесообразности разработки проекта АИС связанных банков данных, осуществление которой предполагается в 2007 г.

В настоящее время разработан макет АИС "Регистр канцерогеноопасных производств". Определены справочники, которые должны быть загружены до начала работы пользователей, их электронные версии загружены в регистр. Подготовлено Руководство пользователя по работе с АИС.

2.1.5 Подготовка проекта Методических рекомендаций
по разработке региональных программ первичной профилактики рака

Методические рекомендации – последний документ в блоке нормативно-методических документов, разрабатывавшихся в рамках контрактов.

Первичная профилактика рака играет ведущую роль в снижении онкологической заболеваемости населения, однако, этот важнейший элемент противораковой борьбы практически не учитывается в противораковых программах федерального и регионального уровня. Учитывая, что в настоящее время регионам делегированы большая административная и экономическая самостоятельность, а также возможность децентрализованного принятия решений (в том числе в области здравоохранения и социальной сферы), важное значение приобретает разработка региональных программ, в частности, ППР.

Проект Методических рекомендаций по разработке региональных программ ППР имеет целью унификацию основных подходов к формированию таких программ. При этом подчеркивается необходимость учета в подобных программах региональных особенностей.

В предлагаемой модели региональной программы ППР в значительной степени используются элементы профилактики, уже апробированные в стране в переходный период (1991-2005 гг.), что свидетельствует о реальности их применения в регионах в современных условиях.

Одним из основных принципов формирования региональной программы ППР провозглашается принцип адекватности, т.е. соответствия программы не только задачам (потребностям), вытекающим из конкретной ситуации, но и реальным возможностям (экономическим, кадровым и др.), существующим в регионе.

Программы ППР можно подразделить на краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (до 10 лет) и долгосрочные (до 30 и более лет). Особая длительность программ первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний и, в частности, ППР, определяется тем, что их успех во многом определяется необходимостью изменения менталитета и образа жизни населения. Подобные изменения, как показала практика, возможны лишь в результате длительных целенаправленных действий. В настоящей модели региональной программы ППР принят краткосрочный вариант, т.е. принимается, что рекомендуемые мероприятия должны быть реализованы в течение 5 лет.

В целом, разработанные документы после их согласования и утверждения должны представить собой нормативно-методическую основу системы первичной профилактики рака, которую предстоит создать в нашей стране.

В неразрывной связи с нормативно-методическим блоком находится информационный блок, без которого невозможна подготовка кадров в области ППР, а также организация и проведение конкретных профилактических мероприятий. Важной задачей его является также противораковое просвещение и воспитание населения.


2.2. Информационный блок

Многолетняя практика показала, что лица, от которых зависит разработка и реализация мероприятий ППР в регионах (специалисты системы госсанэпиднадзора, охраны труда, экологического надзора и др., а также руководители предприятий и представители органов исполнительной власти), далеко не всегда в достаточной степени ориентированы в вопросах первичной профилактики рака и, в частности, в проблеме канцерогенных факторов окружающей среды (производство, природная среда, жилище, питание), а также противоракового просвещения. Чтобы успешно решать задачи ППР, необходима информационная поддержка специалистов, участвующих в этой работе. С этой целью в рамках контрактного задания были решены 3 задачи:

  • издание информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака";
  • создание и поддержание информационного сайта "Первичная профилактика рака";
  • создание информационно-просветительного сайта "Вместе против рака".

2.2.1 Издание информационного бюллетеня
"Первичная профилактика рака"

В 2005 г. начато издание первого в стране профессионального издания для специалистов, занимающихся вопросами профилактики рака – информационного бюллетеня "Первичная профилактика рака".

В первую очередь бюллетень предназначен для специалистов системы госсанэпиднадзора, охраны труда, экологического надзора, врачей центров медицинской профилактики и других специалистов в области ППР, а также для администрации территориальных и региональных органов исполнительной власти.

Члены редакционной коллегии – ведущие специалисты, профессионально занимающиеся проблемой профилактики онкологических заболеваний.

Информационный бюллетень освещает различные стороны проблемы ППР, в том числе:

  • канцерогенные факторы окружающей среды (производство, природная среда, жилище), канцерогенная опасность отдельных веществ и факторов;
  • профилактика канцерогенных воздействий на производстве и профилактика отдельных онкологических заболеваний;
  • результаты эпидемиологических исследований в области профилактики рака и влияния окружающей среды на онкологическую заболеваемость;
  • санитарно-просветительная работа среди специалистов и населения;
  • нормативно-правовые и методические документы в области ППР;
  • справочные и информационные материалы (документы международных организаций в области ППР – конвенции, рекомендации, международные правила и т.д.);
  • материалы по здоровому образу жизни.

В 2005 и 2006 гг. были подготовлены и изданы 4 номера бюллетеня "Первичная профилактика рака". Каждый номер бюллетеня издан тиражом 2000 экз., осуществлена их почтовая адресная рассылка специалистам. На первые 2 номера бюллетеня опубликована положительная рецензия в журнале "Вопросы онкологии".

2.2.2 Создание профессионального информационного сайта
"Первичная профилактика рака"

Специальный сайт "Первичная профилактика рака" в сети Интернет, профессионально рассказывающий о различных аспектах ППР – еще один информационный ресурс, необходимый для специалистов, а также для населения. Этот сайт – первый и единственный подобный сайт в России и вообще в Рунете.

В настоящее время подготовлены, отредактированы и размещены материалы по 5 разделам и 25 подразделам сайта "Первичная профилактика рака".

2.2.3 Создание информационно-просветительного сайта
"Вместе против рака"

В соответствии с контрактными обязательствами разработан проект информационно-просветительного сайта "Вместе против рака". Он представляет собой электронную версию журнала "Вместе против рака".

Журнал "Вместе против рака", издающийся с 1999 г. – первый профессиональный противораковый информационно-просветительный журнал в России и странах СНГ, получивший положительную оценку Минздрава России, специалистов и населения. Издававшийся малым тиражом, он, с созданием специального сайта, станет широко доступным для специалистов и населения.

Три названных проекта, выполняемых в рамках контрактных обязательств, – первые шаги в формировании стабильной профессиональной информационной системы, необходимой для специалистов, работающих в области ППР, а также для воспитания и просвещения населения.


3. Заключение

В результате проведенной работы решены все задачи, определенные техническим заданием контракта.

  • Сформирован проект документальной базы, который в случае его утверждения создаст нормативную и методическую основу для проведения профилактических мероприятий, а также последующего формирования в стране системы первичной профилактики рака.
  • Создана основа информационного блока, обеспечивающего специалистов и население информацией, необходимой для решения практических задач в области ППР.
  • Необходимо дальнейшее систематическое проведение работы с целью создания в стране реально действующей системы первичной профилактики рака – важного фактора снижения онкологической заболеваемости населения.


Литература

1."Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (Пр02194, утверждено Президентом Российской Федерации 04.12.2003 г.).
2. "Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ". //Нью-Йорк, Женева: ООН. – 2003. – с.171-178.
3. Boffetta P., Kogevinas M. //Env. Health Persp. – 1999. – Vol.107. – Suppl.2 – p. 229-231.
4. Vineis P. A case in point: occupational cancer. /Bull. WHO. – 2000. – Vol.78. – N9. – p.1158-1159.
5. Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека (ГН 1.1.029-95). Постановление Госкомсанэпиднадзора России №7 от 08.06.1995 г.
6. Helkkila P., Kauppinen T. Occupational exposure to carcinogens in Finland.// Amer. J. Ind. Med. – 1992. – Vol.21. – N4. – P.467-480.
7. Kauppinen T., Toikkanen J., Pedersen D. et al. Occupational exposure to carcinogens in the European Union.// Occup. Environm. Med. – 2000. – Vol.57. – N1. – P.10-18.
8. Ильницкий А.П., Степанов С.А. Краткий анализ профессионально обусловленной онкологической заболеваемости за 2002-2005 гг.// Первичная профилактика рака. – 2006. - №1(3). – с. 16-19.
 





ИНФОРМАЦИЯ

Профилактика неинфекционных заболеваний
Глобальные, региональные и национальные действия по предупреждению и борьбе с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями

Монографии Международного агентства по изучению рака (МАИР) по оценке канцерогенного риска для человека
Краткая информация


Полезные материалы на других сайтах:

www.ronc.ru  ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина" РАМН

www.mnioi.ru  Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росздрава

www.niioncologii.ru ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России"

www.mednet.ru  ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ

www.pror.ru  Противораковое общество России

www.oncology.ru  Kрупнейший русскоязычный ресурс по онкологии -- научный журнал и центр обмена информацией для специалистов

www.help-patient.ru  Просветительный портал для пациентов и всех интересующихся проблемой онкологии

-------------------------------------------
Печатное издание вышедших номеров информационного бюллетеня "ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РАКА" (2005-2008) можно заказать по адресу: 115478, г. Москва, Каширское шоссе, 24, а/я 35