О проекте О нас Новости Контакты Наш бюллетень
На главную Написать Карта сайта
Мы знаем уже так много о причинах рака,
что не только возможно, но и совершенно необходимо
поставить противораковую борьбу
на рельсы профилактики.

Академик Н.Н. Петров (1947 г.)


Сегодня: 24.09.2018
НОВОЕ НА САЙТЕ

28.07.17
Фитоэстрогены и рак: за и против

14.06.17
Актуальные вопросы профессионального рака в России

05.05.17
О просветительной противораковой работе в современной России

09.03.17
Некоторые наноматериалы и волокна
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 111,  2014

31.01.17
Предупреждение и борьба с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями - глобальные, региональные и национальные действия
Обновлен раздел

19.10.16
Некоторые химические соединения, присутствующие в промышленных и потребительских товарах, пищевых продуктах и питьевой воде.
Материал из серии "Информация из монографий МАИР". Том 101,  2013

28.09.16
25 лет работы Московского  онкогенетического регистра
Опыт создания и функционирования  в условиях современной России

01.07.16
Против необоснованной рекламы соляриев
Рекомендации для любителей загорать и пользоваться услугами соляриев

21.06.16
Еще раз о профилактических  вакцинах
Вопросы вакцинопрофилактики некоторых онкологических заболеваний в России

01.06.16
Современные подходы к изучению канцерогенной безопасности, противоопухолевой, антиканцерогенной и гетеропротекторной активности фармакологических препаратов
(выдержки из статьи)

26.05.16
Профилактические противораковые вакцины

11.03.16
Канцерогены в водной среде: некоторые аспекты проблемы

03.03.16
Профилактика рака. 12 путей снижения индивидуального онкологического риска
Последнее издание Европейского Кодекса против рака


 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2015 год >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2014 год >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2013 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2012 год  >>

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2011 год  >> 

АРХИВ  МАТЕРИАЛОВ за 2010 год  >> 

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2009 год  >>


Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных производств в РФ. Опыт региональной работы (на примере г. Москвы)

         Пилишенко В.А., ФГУЗ "Федеральный центр гигиены
         и эпидемиологии" Роспотребнадзора
        
Толмачев Д.А. , к.м.н., территориальное управление
         Роспотребнадзора по г. Москве


         Информационный бюллетень
         "Первичная профилактика рака", №1, 2005

         Опубликовано 13.11.2008


По данным Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России уровень профессиональной онкопатологии в последние годы не снижался и составил в 2003 году 0,0064 случая на 10 тысяч работников.
Однако этот показатель не свидетельствует об истинном уровне этой патологии, фактический уровень ее в стране многократно выше. Одной из основных причин этого является неполное выявление онкологических заболеваний, вызванных профессиональным воздействием канцерогенов.

Учитывая значительный контингент работников, подверженных воздействию канцерогенов, прогнозируемый уровень профессиональной онкопатологии и инвалидизации, вопросы профилактики этих заболеваний приобретают особую значимость.

Отправной точкой в реализации первичной профилактики профессиональной онкопатологии призвана служить санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных производств, которая осуществляется в соответствии с методическими указаниями "Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств" (МУ 1.1. 688-98) (ныне МУ 2.2.9.2493-09) , а также гигиеническими нормативами "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (ГН 1.1.725-98) (ныне СанПиН 1.2.2353-08).

Унифицированный подход к проведению санитарно-гигиенической паспортизации позволяет оценить степень реальной канцерогенной опасности для работников, определить контингенты работников, подверженных воздействию канцерогенных агентов, оценить и спрогнозировать степень канцерогенной опасности для населения, разрабатывать конкретные мероприятия по профилактике профессионального рака.

Кроме того, паспортизация должна стимулировать повышение качества медицинских осмотров работников канцерогеноопасных производств и, как результат, улучшить выявляемость и диагностику профессиональных онкозаболеваний.

Таким образом, организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации производств, применяющих и (или) производящих канцерогенные вещества и продукты, призвана быть эффективным рычагом воздействия на ситуацию. Основная ее цель - снижение уровня профессиональной онкологической заболеваемости населения страны.

Наибольшую активность в проведении этой работы проявили центры госсанэпиднадзора в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках - Чувашской, Удмуртской, Карельской, Коми, областях - Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Саратовской, Мурманской, Омской, Липецкой, Волгоградской, Вологодской, Архангельской.

К сожалению, руководители хозяйствующих субъектов не всегда с должным пониманием относятся к проведению санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств. Практика показывает, что необходимый результат достигается лишь после принятия соответствующего постановления Главного государственного санитарного врача по субъекту, а также проведения подготовительной организационной работы центрами госсанэпиднадзора (Москва, Свердловская область и др.).

В Свердловской области, например, после принятия постановления Главного государственного санитарного врача области от 26.10.98 "О введении обязательной паспортизации канцерогеноопасных производств" была сформирована экспертная группа с привлечением специалистов Медицинского научного центра, Уральской государственной медицинской академии, областного центра госсанэпиднадзора. Это позволило организовать углубленное изучение соответствующих предприятий, обеспечивающее достоверность и полноту сведений, вносимых в паспорта, а также разработку эффективных мер профилактики профессионального рака.

Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации качество составляемых паспортов канцерогеноопасных производств низкое, нередко центры добиваются лишь формального составления паспортов предприятиями, почти не предлагая конкретных и эффективных мер профилактики злокачественных новообразований.

Для достижения единого подхода при составлении гигиенических паспортов было подготовлено и направлено на места информационно-методическое письмо Заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 1100/446-2-110 от 31.01.2002 г. "О санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств".

Письмо позволило ответить на многие возникавшие в процессе работы вопросы, повысить качество составляемых паспортов, полноту, обоснованность и достоверность включаемой в них информации.

Однако практика свидетельствует о необходимости ознакомления с положительным опытом работы в этой области в конкретных субъектах Российской Федерации.

Изложение опыта работы по паспортизации канцерогеноопасных производств в г. Москве хотим начать, подчеркнув выдающуюся роль в становлении и организации работы по первичной профилактике рака в столице заслуженного врача России, заведующей отделом организации надзора за условиями труда Центра госсанэпиднадзора в г. Москве Ольги Григорьевны Титовой (1942-2002 гг.).

В г. Москве - крупнейшем субъекте Российской Федерации, насчитывается свыше 5 тысяч поднадзорных городской Госсанэпидслужбе промышленных предприятий практически всех отраслей промышленности, на которых работает более полутора миллионов человек. При этом г. Москва является территорией с повышенным уровнем онкологической заболеваемости.

Работа по организации паспортизации в Москве была начата с принятия соответствующего Постановления Главного государственного санитарного врача по городу и доведения его до сведения руководителей администраций округов, хозяйствующих субъектов, заинтересованных департаментов Правительства г. Москвы, от которых были получены сообщения, свидетельствующие о готовности этих административных структур оказать необходимую поддержку в организации паспортизации. В ходе паспортизации такой административной помощи не потребовалось, однако потенциальная возможность воспользоваться последней представляется крайне важной.

Была проведена подготовительная работа, в ходе которой в центрах госсанэпиднадзора в административных округах города были выделены специалисты, ответственные за организацию паспортизации канцерогеноопасных производств; по специально разработанной программе организовано обучение этих специалистов на 3-х дневном семинаре.

На врачей-кураторов конкретного объекта, подлежащего паспортизации, была возложена обязанность контроля за проведением паспортизации, осуществлением сопутствующих ей гигиенических мероприятий (лабораторные исследования, др.), а также оказание консультативной и методической помощи руководству хозяйствующих субъектов.

Одновременно были определены промышленные предприятия города, на которых работники могут подвергаться воздействию канцерогенных веществ, а также количество работников, профессиональная деятельность которых осуществляется (или может осуществляться) в контакте с канцерогенами. Эти данные периодически обновляются и корректируются. Результатом этой работы стал Регистр канцерогеноопасных производств.

По данным, поступившим из окружных центров госсанэпиднадзора, на конец 2004 года в г. Москве насчитывалось 665 канцерогеноопасных производств, что составляет 11% от общего количества объектов надзора промышленного профиля. В контакте с канцерогенами работает 41146 человек (3% от общего числа промышленных рабочих), пятую часть из них составляют женщины (9325 работниц).

Формальдегид, отработавшие газы дизельных двигателей, минеральные масла, соединения никеля и шестивалентного хрома, N-нитрозамины, эпихлоргидрин, три- и тетрахлорэтилен, кремний диоксид кристаллический - вот те канцерогены и канцерогенные факторы, с которыми, согласно материалам паспортизации, преимущественно контактируют работники г. Москвы. Значительное количество работников занято в литейных производствах. Динамика работы, проведенной за 6 лет, отражена в таблице.

Таблица
Динамика санитарно-гигиенической паспортизации
канцерогеноопасных производств в г. Москве (1999-2004 гг.)

Г. Кол-во объектов всего Кол-во канцер.- опасных объектов % от общего числа промыш. объектов надзора Число работников, работающих в условиях воздействия канцерогенных факторов
всего % от общего кол-ва раб-ов жен. % от общ. числа работ. женщин % женщин
от общего числа работ. в контакте с канцер-ми
1999 4467 482 10.9 26083 1.65 3493 0.6 13.4
2000 5210 479 9.2 27444 1.8 6530 1.1 23.8
2001 5487 632 11.5 38491 2.5 8465 1.42 22
2002 5843 668 11 40524 2.8 9158 1.83 22.6
2003 6039 679 11.2 40772 2.96 9032 1.8 22.2
2004 6239 665 11 41146 3 9325 1.9 22.7

 

Эти данные представляются заниженными вследствие того, что на значительном количестве объектов государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют центры госсанэпиднадзора, не входящие в Госсанэпидслужбу г. Москвы, с которыми не налажен обмен информацией и координация действий по рассматриваемой проблеме (МПС, Управление медико-экстремальных проблем Минздрава, др.), а также вследствие недостаточно полного сбора информации.

По состоянию на 01.01.2005 г. в г. Москве был оформлен и согласован главными врачами центров госсанэпиднадзора 421 санитарно-гигиенический паспорт, что составляет 63 % объектов, подлежащих паспортизации. В частности, паспорта оформлены такими крупными промышленными объектами, как завод "Динамо", металлургический завод "Серп и Молот", Московский нефтеперерабатывающий завод, АМО-ЗиЛ, РТИ - "Каучук", Московский завод спецсплавов, «Московский подшипник", Карачаровский механический завод, Московский шинный завод, ведущие предприятия электронной промышленности в Зеленограде и др.

Степень насыщенности региона канцерогеноопасными производствами носит динамичный характер и косвенно отражает экономическую ситуацию. Многие предприятия прекращают свое существование, происходит замена технологий (в подавляющем большинстве случаев по экономическим причинам), образуются новые производства, в том числе за счет простого деления предприятий и, наконец, к сожалению, в меньшей степени, происходит процесс вывода ряда промышленных предприятий за черту города.

Серьезной проблемой остается участие онкологов в проведении периодических медосмотров работников, контактирующих с канцерогенами (в 2002 г. из 40524 тысяч работников онкологами осмотрено лишь 6,5 %). Это положение сохраняется до настоящего времени. В некоторых административных округах Москвы (административных образованиях с количеством работников, занятых на производстве, равным десяткам и сотням тысяч человек), таких как Северо-Восточный, Северо-Западный, Юго-Восточный, Зеленоград, Шереметьево и Внуково онкологи практически не участвуют в периодических медосмотрах работников. Создавшаяся ситуация во многом объясняется недостаточной укомплектованностью кадров специалистами-онкологами. Многое в решении этого вопроса зависит от взаимодействия органов госсанэпиднадзора с органами исполнительной власти (комитет по здравоохранению города, медицинские управления административных округов).

Информацию обо всех впервые выявленных в ходе периодических медицинских осмотров случаях онкологических заболеваний необходимо направлять в Центр госсанэпиднадзора, осуществляющий надзор за предприятием, на котором работает заболевший работник. Специалисты Центра госсанэпиднадзора должны проводить ретроспективное изучение условий труда и профессиональной деятельности заболевшего с целью установления связи онкологического заболевания с профессиональными канцерогенными воздействиями. Полученную информацию следует передавать территориальному профпатологу. В настоящее время этот механизм может быть реализовано лишь при наличии и выполнении региональной программы профилактики злокачественных новообразований.

В г. Москве, как и во многих регионах страны, создан и функционирует клинический канцеррегистр, собирающий и хранящий информацию обо всех случаях онкозаболеваний, о результатах лечения и последующей судьбе больного. К сожалению, в компьютерной программе, созданной для ведения этого Регистра, не предусмотрена возможность ввода данных о профессиональном маршруте заболевшего. Госсанэпидслужбе г. Москвы до настоящего времени не удалось прийти к соглашению с руководством онкологической службы города о включении в разработку необходимой информации и об информационном обмене. При условии же получения центрами госсанэпиднадзора из канцеррегистра информации о профмаршруте или, хотя бы, о последнем месте работы заболевшего, степень выявляемости профессиональной онкопатологии, безусловно, была бы выше.

В Центре госсанэпиднадзора в г. Москве в рамках 2-го этапа социально-гигиенического мониторинга, начата разработка автоматизированной информационной системы "Городской регистр канцерогеноопасных предприятий", которая призвана обеспечить:

  • Автоматизированный учет канцерогеноопасных производств;
  • Выявление гигиенически значимых в канцерогеноопасном отношении веществ, продуктов; расстановку приоритетов при организации надзора за канцерогеноопасными предприятиями;
  • Мониторинг состояния здоровья лиц, подвергающихся или подвергавшихся воздействию производственных химических канцерогенных факторов;
  • Оценку вклада канцерогеноопасных производств в загрязнение канцерогенами окружающей среды;
  • Ведение регистра, как в центрах госсанэпиднадзора в административных округах города (нижний уровень), так и интегрировано в Центре госсанэпиднадзора в г. Москве (верхний уровень).

 

Опыт, накопленный в процессе паспортизации, свидетельствовал о наличии ряда упущений и неточностей в нормативно-правовом (ГН 1.1.725-98)  (ныне СанПиН 1.2.2353-08) и методическом (МУ 1.1.688-98) (ныне МУ 2.2.9.2493-09) документах, являющихся базой для проведения этой работы. В известной мере положение было исправлено благодаря информационно-методическому письму Заместителя главного государственного санитарного врача России, о котором говорилось в начале статьи. В настоящее время в рамках подпрограммы "Онкология" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" осуществляется серьезная переработка этих документов.

Санитарной службой г. Москвы предполагается в рамках этой программы в сотрудничестве с РОНЦ РАМН приступить к созданию Регистра лиц, имеющих или имевших профессиональный контакт с химическими канцерогенами.

Сегодня нет иного пути снижения онкологической заболеваемости работающего населения, как путем проведения мероприятий на основе материалов, получаемых в ходе паспортизации.

Только повсеместная паспортизация канцерогеноопасных предприятий, а также качественное заполнение гигиенических паспортов позволит определить правильную расстановку приоритетов для проведения профилактических мероприятий и, соответственно, обеспечит эффективность реализации всей программы профилактики профессионального рака.

 





ИНФОРМАЦИЯ

Профилактика неинфекционных заболеваний
Глобальные, региональные и национальные действия по предупреждению и борьбе с неинфекционными, в том числе, онкологическими заболеваниями

Монографии Международного агентства по изучению рака (МАИР) по оценке канцерогенного риска для человека
Краткая информация


Полезные материалы на других сайтах:

www.ronc.ru  ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина" РАМН

www.mnioi.ru  Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росздрава

www.niioncologii.ru ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России"

www.mednet.ru  ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ

www.pror.ru  Противораковое общество России

www.oncology.ru  Kрупнейший русскоязычный ресурс по онкологии -- научный журнал и центр обмена информацией для специалистов

www.help-patient.ru  Просветительный портал для пациентов и всех интересующихся проблемой онкологии

-------------------------------------------
Печатное издание вышедших номеров информационного бюллетеня "ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА РАКА" (2005-2008) можно заказать по адресу: 115478, г. Москва, Каширское шоссе, 24, а/я 35